Я помню! Я горжусь!

календарь

Поздравляем с днем рождения!

  • 1 Августа
    А.В.Лобова
  • 1 Августа
    Г.И.Иванова
  • 1 Августа
    Т.В.Летуновская
  • 2 Августа
    А.П.Картежников
  • 2 Августа
    Н.И.Наконечный
  • 2 Августа
    В.М.Стешенко
  • 3 Августа
    В.С.Глебов
  • 3 Августа
    Л.Ф.Захарченко
  • 3 Августа
    Б.К.Кутычкин
  • 3 Августа
    А.В.Павелко
  • 3 Августа
    Ю.Г.Сарбин
  • 4 Августа
    М.Ю.Клещева
  • 4 Августа
    Т.Н.Насолдина
  • 4 Августа
    В.И.Отт
  • 4 Августа
    Д.В.Шевчук
  • 5 Августа
    В.А.Деньгин
  • 5 Августа
    Н.Ю.Лаврентьева
  • 5 Августа
    А.Ю.Колесникова
  • 5 Августа
    В.П.Криулин
  • 5 Августа
    В.В.Черкашин
  • 6 Августа
    С.Н.Кабаев
  • 6 Августа
    А.Ю.Назарова
  • 8 Августа
    К.В.Белкин
  • 8 Августа
    Г.И.Райков
  • 9 Августа
    Г.Г.Кашлева
  • 10 Августа
    В.Ф.Гаращенко
  • 10 Августа
    В.И.Соболев
  • 11 Августа
    Е.О.Дремов
  • 11 Августа
    П.Н.Завальный
  • 12 Августа
    Г.С.Букринская
  • 12 Августа
    О.М.Серафин
  • 12 Августа
    В.И.Ульянов
  • 13 Августа
    А.П.Анисимов
  • 14 Августа
    О.И.Ракутько
  • 14 Августа
    А.А.Рулин
  • 14 Августа
    Т.В.Савельева
  • 15 Августа
    Н.Ф.Дмитриенко
  • 16 Августа
    Ю.С.Бочаев
  • 17 Августа
    О.Н.Кабаева
  • 17 Августа
    М.В.Лисовский
  • 20 Августа
    Г.И.Шмаль
  • 21 Августа
    С.А.Беличева
  • 21 Августа
    Ю.П.Ковеленов
  • 21 Августа
    О.В.Чабан
  • 22 Августа
    Л.Г.Корсунская
  • 22 Августа
    Н.В.Шуравин
  • 23 Августа
    В.Н.Манырин
  • 24 Августа
    А.В.Кочнев
  • 24 Августа
    В.В.Курочкин
  • 24 Августа
    Н.Н.Товескин
  • 25 Августа
    Ю.И.Важенин
  • 25 Августа
    В.В.Котелык
  • 26 Августа
    С.Б.Багинский
  • 26 Августа
    А.П.Коваленко
  • 27 Августа
    Н.Н.Карнаухов
  • 27 Августа
    В.Я.Саликов
  • 28 Августа
    С.А.Гончаров
  • 28 Августа
    А.Н.Резник
  • 28 Августа
    А.Г.Рябчуков
  • 28 Августа
    В.В.Шпилькин
  • 29 Августа
    Л.В.Белослудцев
  • 29 Августа
    В.Ф.Шашина
  • 30 Августа
    В.Н.Кузнецов
  • 30 Августа
    М.С.Скокова
  • 31 Августа
    С.П.Барышников
  • 31 Августа
    Е.В.Земцова
  • 31 Августа
    Л.А.Протазанова
Все именинники

Праздники России

НАШ КИНОЗАЛ

ЯМАЛ86

Курсы валют

21.08 20.08
USD 66.7840 66.6082
EUR 73.9766 73.9484
все курсы

Анатолий Анисимов: Главное – Ноябрьск стоит и процветает, построен с учётом наших планов

Летопись городов Западной Сибири неразрывно связана с историей развития нефтяной и газовой промышленности. Свои дни рождения в этом сентябре отмечают  Новый Уренгой, Лангепас, Надым, Муравленко, Ноябрьск...

Май 1978 года.
Митинг, посвящённый прибытию первого поезда на станцию Ноябрьская.
Выступает представитель коренного населения Пуровского района.
Слева от выступающей Григорий Гаврилович Кулинич.
Справа от выступающей Анатолий Максимович Анисимов

 

В период основания Ноябрьска, с 1975 по 1979 год,  я был первым секретарем Пуровского райкома  КПСС и членом Пуровского райисполкома Ямало-Ненецкого автономного округа.

Ранее работал в поселке Отрадном Куйбышевской области, который при мне стал городом, и видел, как он строился. Затем работал в НГДУ «Юганскнефтегаз», позже – вторым секретарем Нефтеюганского горкома партии. При мне возник поселок Нефтеюганск, который стал городом. Пришлось заниматься вопросами и его строительства.

Бывал неоднократно в Нижневартовске, Сургуте, Урае, Надыме. Имея представление о трудностях при возникновении и застройке новых поселений, решил, что если в моей жизни окажется возможным решать вопрос заложения нового города, то постараюсь принять все необходимые меры, чтобы он был для горожан максимально экологически благоприятным. Все промышленные предприятия разместить вне города единой зоной, предусмотреть удобную транспортную систему. Сделать город компактным, с большой доступностью ко всем социальным объектам, чтобы жители тратили меньше времени на путь ради их посещения, а рядом имелась хорошая зона отдыха. Возможность осуществить свою идею у меня появилась в связи с  решением заложить город Ноябрьск.

В 1975 году в нашей беседе первый секретарь Тюменского обкома партии Геннадий Павлович Богомяков высказал мнение, что, возможно, на юге Пуровского района нужно будет строить новый город для нефтяников и газовиков, но пока это мысли.

Я, как специалист, представляющий геологоразведочные работы на нефть и газ, видел гряду структур, выявленных геофизиками, простирающихся из Сургутского и Нижневартовского районов на Север, по территории Пуровского района, в сторону Уренгойского месторождения. Геологические закономерности подсказывали, что при бурении скважин на этих структурах должны быть открыты новые месторождения нефти и газа. Для освоения огромного потенциала Уренгойского месторождения и ввода в разработку новых потребуется надежная и мощная транспортная система. Навигационные возможности реки Пур довольно незначительны (только через Обскую и Тазовскую губу до Тарко-Сале). По-видимому, или со стороны Салехарда нужно будет восстанавливать заброшенную железную дорогу, строившуюся до Великой Отечественной войны, или прокладывать ветку от города Сургута. Ясно только одно: необходимо принимать конкретное решение о транспортной системе для освоения нефтегазовых месторождений в Пуровском районе.

В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1970-1975 годы» было записано – закончить строительство железной дороги Тюмень – Сургут. В 1975 году был опубликован «Проект основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы» для всенародного обсуждения и внесения предложений и замечаний. В этом документе дальнейшее развитие сети железных дорог в Тюменской области не предусматривалось.

Железнодорожных строителей Тюменской области предполагалось направить на БАМ. Возникал вопрос: «Строители железной дороги Тюмень-Сургут будут направлены на БАМ или останутся в Тюменской области?» Но в конце 1975 года Дмитрий Иванович Коротчаев мне сказал, что, наверно, управление "Тюменьстройпуть", начальником которого он являлся, останется в Тюменской области, но в каком составе, и в каком направлении будут строить железные дороги, пока ему не известно.

9 января 1976 года при обсуждении «Проекта Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы» собрание партийного актива Пуровской районной партийной организации выступило с предложением включить в него строительство железной дороги Сургут – Тарко-Сале – Уренгой. Это предложение было поддержано окружной и областной партийными организациями. Весной 1976 года Верховный Совет СССР принял закон «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы», где было записано: «начать строительство железной дороги Сургут-Уренгой».

После проведения изыскательских работ и проектирования была определена  трасса железной дороги. Первоочередной задачей стало построить железную дорогу на участке от Сургута до границы Ямало-Ненецкого автономного округа с тем, чтобы сразу по ней пустить рабочее движение и создать здесь перевалочную базу материального обеспечения для ускорения обустройства Уренгойского месторождения, строительства газопровода (с газокомпрессорными станциями) с Уренгоя и освоения месторождений южной части Пуровского района. Технологией по эксплуатации железной дороги были определены пункты размещения станций, одна из которых называлась «Ноябрьская».

Намечалось создать на юге Пуровского района первое нефтедобывающее объединение. Для разработки месторождений было принято решение о создании в этом регионе базового города. Для этого Московский институт Гипрогор по заказу Госстроя РСФСР провел изыскания на трех площадках вдоль будущей железной дороги Сургут-Уренгой. 13 мая 1976 года был подготовлен акт выбора площадки под город в районе будущей станции Ноябрьская в Пуровском районе. Местность частично заболоченная, с чахлыми низкорослыми деревьями, требовала значительной инженерной подготовки, с отсутствием вблизи водоёмов. В то время бытовала практика: «У министерств нефтяной и газовой промышленности денег много – пусть осваивают неблагоприятные территории».

Тюменский облисполком согласовал указанный акт выбора площадки под новый город Решением № 319 от 01.08.1977 года. Я, как руководитель района, был не согласен и предлагал рассмотреть более удобное место в районе озера Хан-То. О чем неоднократно просил первого секретаря Ямало-Ненецкого окружкома партии Виктора Николаевича Тюрина. Он мое предложение не поддерживал.

В сентябре 1976 года на вакантную должность Председателя райисполкома пришел Григорий Гаврилович Кулинич, которому я объяснил обстановку вокруг будущего города на юге Пуровского района и изложил, какая схема зонирования предлагается. Он с моим мнением согласился, и мы договорились совместно добиваться размещения будущего города в районе озера Хан-То. Во время очередной встречи с Тюриным, который во всех вопросах придерживался мнения руководства области, он мне заявил: «Соберу бюро окружкома, на котором решим вопрос в отношении тебя. Не будет тебя, и не будет вопроса о выборе нового места под город». Я решил посоветоваться со вторым секретарем окружкома партии Юрием Артемьевичем Долгих, которому рассказал о благоприятной территории. Он согласился со мной, но сказал, что не может помочь. «Тюрин говорит, что ты ставишь много революционных вопросов. Город Новый Уренгой предлагаешь строить на реке Пур, районный центр Тарко-Сале считаешь развивать на железнодорожной станции Пуровская, так как территория самого поселка ежегодно весной затапливается, площадку под новый город предлагаешь выбрать возле озера Хан-То. В.Н.Тюрин  неоднократно обсуждал твои «радикальные» проекты с руководством обкома партии, их отклонили, и пересмотра решений по ним не будет».

Я понял, что настаивать на своих предложениях пока бессмысленно. Вместо меня просто поставят нового человека, который будет молча и неукоснительно проводить в жизнь то, что уже решено выше. Но от своих идей не отказался. Нам с Кулиничем стало очевидным, что следует искать другие пути осуществления пересмотра Решения облисполкома о выборе новой территории для строительства города.

Начальник Управления «Тюменьстройпуть» Коротчаев сказал мне, что строители железной дороги будут постепенно переходить на новую трассу Сургут-Уренгой только после завершения работ на объектах ветки Сургут-Нижневартовск. А в конце лета 1976 года было определено, какие управления и на какие участки будут перебазироваться. Строительно-монтажные поезда (СМП) должны разместиться на базовых пунктах, механизированные колонны – на участках с большим объемом отсыпки грунта с минимальным транспортным плечом от намеченных к разработке земляных карьеров, на которых, кроме подготовки основного полотна железной дороги, необходимо будет вести отсыпку подходов для мостов через реки, а мостоотряды – на первоочередных участках переходов через реки.

Когда стало известно, что СМП, которому определено строить железную дорогу на участке до Тарко-Сале, начал готовиться к перебазированию в пункт будущей первой станции на границе Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, мы с Председателем Пуровского райисполкома Г.Г.Кулиничем на вертолете вылетели туда. Высадились возле людей, которые работали на просеке для ЛЭП-500 Сургут-Уренгой. Они нам объяснили, что это территория Сургутского района, а десант строителей железной дороги, как они предполагают, должен находиться севернее. Мы полетели дальше и увидели вагончик, рядом с ним только построенную вертолетную площадку из бревен. Когда вертолет делал круг, из вагона вышел человек и стал махать руками, призывая приземлиться. Это был представитель Строительно-монтажного поезда, который сообщил, что именно здесь будет станция. Было очень грязно. До вагончика в туфлях было невозможно пройти. Этот человек принес нам сапоги. В вагончике он раскрыл карту и показал, где мы находимся. Он сказал, что Строительно-монтажный поезд-329 активно начнет перебазироваться на данное место, в первую очередь, будет доставлять технику, вагончики, сборные общежития и котельную. И на память подарил сапоги, в которые мы обулись.

В то время между Тарко-Сале и Тюменью телефонная связь была ненадежной и неустойчивой. Поэтому обо всех принимаемых в области решениях и действиях по району мы узнавали только непосредственно, общаясь с руководителями областных организаций в Тюмени, когда прилетали в командировки. Во время очередного там пребывания я встретился с Коротчаевым, у которого получил сведения и схему трассы железной дороги, объемы работ по участкам, с названием станций. На схеме первая станция в Пуровском районе со стороны Сургута значилась как «Ноябрьская». Дмитрий Иванович мне сообщил, что туда уже начали завозить сборно-щитовые комплекты домиков (общежития).

Пионеры на митинге по поводу прибытия первого поезда на станцию Ноябрьская.
Май 1978 года

 

По приезду в Тарко-Сале мы с Кулиничем на вертолете полетели на «Ноябрьскую». Заканчивалась сборка первого сборно-щитового общежития, был подготовлен фундамент под второй дом, монтировалась котельная. Земля уже была покрыта первым снегом. Мы познакомились с начальником СМП-329 Павлом Куприяновичем Петуховым. Он нас проинформировал о намечаемых работах по обустройству жилого городка, о передислокации подрядных организаций на конкретные точки. Мы обсудили меры по обеспечению административных функций в поселке. В дальнейшем нам частенько приходилось бывать в этом поселке.

Тюменский облисполком Решением № 319 от 01.08.1977 года согласовал место расположения земельного участка под строительство нового базового города в соответствии с актом выбора площадки от 13 мая 1976 года, в районе станции Ноябрьская. Местность частично заболоченная, с чахлыми низкорослыми деревьями, с отсутствием вблизи водоемов. Территория требовала значительных затрат на выторфовку и инженерную планировку. Главтюменнефтегазу было поручено обеспечить разработку генерального плана города. Названия у нового населенного пункта официально еще не существовало.

15 августа 1977 года состоялось заседание Пуровского райисполкома, на котором я предложил новый будущий город назвать «Ноябрьск». Звучали иные версии - «Пограничный», «Октябрьский». Назвать город «Пограничным» было бы не корректно по отношению к автономным округам, городов, чьи имена были связаны с октябрем тоже хватало. В ту пору готовились отмечать юбилей – 60-летие со дня провозглашения власти Советов в стране. Празднование должно было пройти 8 ноября 1977 года. Вот поэтому я и внес такое предложение, назвать новый населенный пункт в честь юбилея – «Ноябрьск». К сожалению, Г.Г.Кулинич  на этом заседании не присутствовал, был болен. Заседание исполкома вел заместитель Председателя Лев Сергеевич Баяндин. Как юридически правильно отразить в документах решение райисполкома (о регистрации нового населенного пункта), никто не знал. И поэтому секретарю райисполкома Николаю Сергеевичу Мезенцеву было поручено согласовать в вышестоящем органе, как правильно сделать запись в решении исполкома Пуровского райсовета о названии нового населённого пункта. В результате оно выглядело так: «Просить исполком Ямало-Ненецкого окружного Совета депутатов трудящихся войти в ходатайство в облисполком: зарегистрировать вновь возникший поселок Ноябрьск на территории Таркосалинского поссовета и образовать Ноябрьский сельсовет». Это было первым документом, официально устанавливающим название Ноябрьску. И тонкость была  в том, что название подразумевалось и относилось именно к новому населенному пункту, а не к станции Ноябрьская. Станция предполагалась как отдельный населенный пункт.

В соответствии с указанным Решением Пуровского райисполкома и Решением Ямало-Ненецкого окрисполкома Тюменский облисполком принял соответствующее решение № 447 от 26.10.1977 года, которым зарегистрировал поселок Ноябрьск, возникший на железнодорожной станции Ноябрьская, образовал Ноябрьский сельсовет и поручил Пуровскому райсовету провести выборы в Ноябрьский сельский Совет народных депутатов. Кандидатом в депутаты этого сельского Совета был выдвинут Анатолий Васильевич Крылосов – второй секретарь Пуровского райкома комсомола, а при проведении выборов в декабре 1977 года он стал и его Председателем. Если посмотреть на первые документы Ноябрьского сельского Совета, то на штампе стоит «п.Ноябрьск», а не «станция Ноябрьская». И этот нюанс был позже использован.

На станции Ноябрьская начали размещаться различные организации, в том числе и газодобывающее управление «Вынгапургаздобыча». Возникали вопросы: где строить жилье и объекты социально-бытового назначения? Где создавать базы производственного и материально-технического обеспечения? Где срочно строить базы ГСМ, и куда завозить топливо для наземной и вертолетной техники? Ведь место под город утверждено облисполкомом. Но райисполком земельных участков организациям не отводил. Газовики требовали отвода, так как необходимо было как можно быстрее обосновываться для ведения обустройства Вынгапуровского месторождения, которое планировалось ввести в эксплуатацию в 1978 году. Крылосов и Петухов также считали, что место под город более благоприятное на разъезде Ханто.

Мы с Г.Г.Кулиничем  продолжали вести очень осторожно работу по принятию нашего предложения о размещении города именно на озере Хан-То. Обращаться в Главтюменнефтегаз не имело смысла, так как Тюменский облисполком с согласия Главка утвердил акт выбора площадки под город и поручил Главку обеспечить разработку  генерального плана.

С целью хоть как-то попытаться изменить решение облисполкома, мы с Кулиничем подготовили и направили первому секретарю Тюменского обкома партии письмо, в котором сообщали, что в связи со строительством железной дороги и возникновением необходимости определять, где располагать новые населенные пункты, необходимо рассмотреть на бюро обкома партии вопрос «О работе Пуровского райкома партии по рациональному размещению новых населенных пунктов». Конкретно о новом городе в районе станции Ноябрьская в письме вопрос мы не ставили. Надеялись на его рассмотрение вкупе с другими. Для обсуждения данного письма меня пригласил первый секретарь Тюменского обкома партии Г.П.Богомяков. Он сказал, что не согласен с нами, так как пока много неопределенного в перспективе развития района, и могут быть ошибочные решения. Решения обкома КПСС должны быть основательными и не отменяемыми. 

В вопросе о размещении города на озере Хан-То нас поддерживал ряд руководящих работников округа и области. Я встречался с руководством строительного отдела обкома партии и отдела нефти, газа и геологии, рассказывал им о преимуществах размещения города на разъезде и озере. И они соглашались. Мы с Кулиничем говорили, что промедление принятия корректного решения вопроса отразится на выполнении производственных задач предприятий и организаций, которые прибывают на станцию Ноябрьская, и им нужно отводить земельные участки для развития. И как только будет официальное принятие предложения, то можно определяться с расположением временного жилья, территорией для промышленных объектов. Все упирается в то, что город надо переносить. Они нам говорили, что решения облисполкома – это решения первых руководителей области, и поэтому нам помочь не могут.

Мы просили начальника СМП-329 П.К.Петухова по-отечески отнестись к первым организациям, прибывающим на станцию. Огромное ему спасибо, что оказывал им посильную помощь, привлекал их к кооперативным решениям и действиям. Все прибывшие пока ютились на станции. Большую помощь райисполкому в соблюдении порядка с землепользованием оказывал Председатель сельского Совета А.В.Крылосов. Он довольно принципиально и строго осаживал новых руководителей, которые пытались самовольно решать вопрос земельных отводов.

Надежды на пересмотр акта выбора площадки не оправдались. 9 июня 1978 года Тюменский облисполком Решением № 246 утвердил разработанную Московским институтом Гипрогор схему расселения и в ее составе - генеральный план города Ноябрьска в соответствии с актом выбора площадки от 13 мая 1976 года.

Перенос города в более удобное место в районе озера Хан-То практически стал не осуществим. Ведь это было решение не только облисполкома, но и первых руководителей области. Обстановка с осуществлением наших с Г.Г.Кулиничем планов усложнилась. Как повлиять на отмену решения облисполкома? Надо активно действовать. И я обратился еще раз по поводу пересмотра строительства города к заведующему отделом строительства обкома партии Василию Яковлевичу Возняку. Он с моим мнением был согласен, но сказал, что помочь не в силах, ибо утверждали решение первые руководители области, и в обкоме партии я помощи не найду. Он советовал оставить надежды. Я собирался встретиться по данному вопросу с первым заместителем Председателя Тюменского облисполкома Юрием Михайловичем Рогачевым, ведающим вопросами строительства. На что Возняк ответил, что это посещение ничего не даст.

Тогда пошел к главному архитектору облисполкома Анатолию Николаевичу Отраднову, которому подробно рассказал о наших с Председателем Пуровского райисполкома предложениях о размещении города Ноябрьска. Он удивился и ответил, что в его практике как-то не бывало, чтоб первые секретари райкомов, горкомов партии обращались по таким вопросам в облисполком. Так как Г.Г.Кулинич был тогда в Тюмени, то я попросил А.Н.Отраднова  принять нас сегодня же. Он согласился, и мы изложили ему предложения по размещению нового города. А.Н.Отраднов с большой заинтересованностью выслушал нас. Мы пригласили его срочно посетить район станции Ноябрьская и на месте убедиться в преимуществе наших предложений по размещению города. Он согласился и пообещал в ближайшие дни прибыть.

1978 год
Григорий Гаврилович Кулинич объясняет схему зонирования
города Ноябрьска на железнодорожной станции Ноябрьская.

 

Главк геологов создал Ноябрьскую нефтегазоразведочную экспедицию. Ее представитель явился ко мне на прием в Тарко-Сале с документами на отвод земли под промышленную базу, так как в райисполкоме он этот вопрос не решил. Посмотрев материалы, я сказал: «У вашей экспедиции намечается большой объем буровых работ. Площадь, которую вы просите для промышленной базы, не позволит вам обеспечить производство, а так как мы хотим создать единую промышленную зону, у вас не будет возможности расширяться. Поэтому пересмотрите мощности объектов базы, определитесь с резервной площадью для развития и подготовьте новые документы. А отвод земли под базу произведем после решения вопроса о размещении города».

Вскоре после этого мы с Кулиничем отправились  в очередную командировку в Тюмень, где меня нашел начальник Главтюменгеологии Фарман Курбанович Салманов. Он просил решить проблему с отводом земли Ноябрьской нефтеразведочной экспедиции для размещения временного жилья и под строительство производственных объектов. «Мне доложили о том, что Анисимов препятствует этому», - сказал он. Я ему объяснил, что документы на базу не предусматривают необходимых мощностей производственных объектов. Если это сейчас не предусмотреть, то через некоторое время базу надо будет расширять, а она будет ограничена базами других предприятий. Мы предполагаем создать единую промышленную зону, и база геологов может оказаться разобщённой на отдельные участки. Территория промышленной зоны зависит от того, где будет располагаться город, а вопрос по месту его размещения еще решаем.

Мы с ним договорились, что на следующий день самолетом вылетим вместе в Сургут, а из Сургута уже на вертолете - на станцию Ноябрьская. Я рассказал Ф.К.Салманову всю историю по переносу города Ноябрьска на разъезд и озеро Хан-То. Мы с ним облетели местность в районе станции Ноябрьская. Я показал, где намечается строить город. В это время на утвержденную территорию для города уже завозились вагончики, и было отлично видно, какая она сложная. Техника просто тонула в сплошном болоте. Потом показал территорию, где бы надо возводить город и удобно разместить промзону. Салманов со мной согласился, ибо увидел ситуацию своими глазами. И тогда я его попросил: «Фарман Курбанович! Вы как депутат областного Совета народных депутатов от нашего района помогите нам разрешить эту проблему». Он пообещал помочь.

Затем на станцию Ноябрьская прибыл Отраднов. Мы с Кулиничем устроили ему аналогичную экскурсию с вертолета. Он увидел, как тонет техника, и насколько в плачевных условиях находятся вагончики организаций, стоящие в болоте. И какое отличное место для города возле озера Хан-То. А.Н.Отраднов пообещал в ближайшие дни обсудить с руководством облисполкома и заинтересованными ведомствами вопрос о проектировании и строительстве города Ноябрьска, а затем пригласить нас в Тюмень.

Вскоре Отраднов позвонил мне в Тарко-Сале и пригласил в облисполком на совещание по городу. Мы с Кулиничем отправились в Тюмень, где состоялась встреча с проектировщиками города Ноябрьска. А.Н.Отраднов, как оказалось, уже предварительно согласовал наши предложения о переносе города в район разъезда и озера Хан-то с Главтюменнефтегазом (заказчиком) и другими заинтересованными ведомствами. На совещании проектировщики сообщили, что еще дорабатывают схему генерального плана Ноябрьска, но Отраднов предложил работу приостановить, ибо есть предложение город перенести. Проектировщики заявили о необходимости произведения оплаты за уже выполненные работы. А.Н.Отраднов им это гарантировал и предложил послушать мнение руководства Пуровского района о месте размещения города Ноябрьска и схеме зонирования. Мы с Г.Г.Кулиничем изложили свои планы, учитывая специфику и перспективу развития нефтегазового производства, описали преимущества новой площадки. Территория позволяла создать для жителей города более комфортные условия проживания, а для предприятий – широкие возможности развития. Мы привели следующие аргументы и предложения:

- Высокая местность, покрытая лесом. Относительно ровный рельеф, песчаные грунты. Находится на трассе будущей железной дороги Сургут-Уренгой (разъезд Ханто). К территории примыкает большое озеро, с песчаными берегами, оконтуренное лесным массивом;

- Город необходимо построить без промышленных предприятий вблизи жилых зон;

- Промышленные объекты с базами материально-технического обеспечения всех предприятий и организаций следует сформировать компактно, как единый промышленный комплекс, по другую сторону железной дороги от города;

- Между городом и промышленной зоной оставить естественный лесной массив в качестве санитарной зоны для обеспечения благоприятного экологического климата в городе;

- Компактность застройки потребует минимальных затрат на подготовку и инженерные сети;

- В селитебной зоне естественный лес использовать для формирования зеленых зон, что создаст в городе экологически здоровый климат;

- Железнодорожную станцию Ноябрьскую сделать сортировочной станцией, и в городе не будет слышно сортировочных работ, которые будут проводиться с подвижными составами;

- Для снижения грузовых автотранспортных перевозок и затрат на них предусмотреть железнодорожный путь от станции Ноябрьская в промышленную зону;

- Для транспортного сообщения промышленной зоны с промыслами и городом построить через железную дорогу на окраине города виадуки;

- Создать удобную транспортную схему грузоперевозок, которая позволит доставлять все необходимое на промыслы, минуя город, что будет способствовать снижению загрязнения воздуха в нем;

- Непосредственно рядом с городом расположено большое озеро Хан-То, удобное место для создания зоны отдыха и лечебно-профилактических объектов с благоприятным климатом для укрепления здоровья жителей города;

- Чуть западнее будущего города имеется благоприятная площадка по розе ветров - для размещения аэропорта с взлетно-посадочной полосой для всех типов самолетов;

- Предложена территория для размещения пионерного поселка и первой очереди строительства города в деревянном исполнении (определена в строгих границах), которая не будет сдерживать основное развитие города (как это сдерживает строительство во всех северных городах области), и на которой построенные объекты в дальнейшем должны быть реконструированы или снесены;

- Имеется возможность выделить территорию для индивидуального строительства с приусадебными участками.

Вот о чем шел разговор с представителями проектного института. Специалисты Гипрогора сказали, что знакомы с данной территорией, и у них имеется материал. А.Н.Отраднов предложил проектировщикам провести дополнительные изыскания и подготовить новый акт выбора площадки под Ноябрьск, генеральный план города составлять с учетом принятых предложений Пуровского района. Соответствующее задание институту будет выдано.

Так как нам нужно было быстрее получить возможность принимать практические действия для размещения новых организации, мы с Г.Г.Кулиничем попросили рассмотреть тогда же границы территории для пионерного поселка и промышленной зоны. Чтобы получить хотя бы устное разрешение на оформление документов по отводу земель предприятиям. И дело пошло! Была согласована территория под временный городок из балков и вагончиков, а также под объекты в деревянном исполнении. Предварительно определили границы и капитального строительства. Согласование по этим пунктам было просто необходимо, чтобы, не дожидаясь официального решения по переносу города, можно было срочно начать формировать временный поселок и приступить к размещению промышленных объектов, предприятий.

  

Ф.К.Салманов позвонил мне и сообщил, что он поставил вопрос о переносе города Ноябрьска перед руководством области. И он решен положительно. После чего попросил как можно быстрее решить его проблему - отвод земли для Ноябрьской нефтегазоразведочной экспедиции. Я поблагодарил Салманова за неоценимую помощь и обрадовал тем, что архитектура области наше предложение приняла, и мы готовы рассмотреть отвод земли для экспедиции.

Добившись, наконец-то, переноса города на новое место, мы с Кулиничем немедленно приехали на станцию Ноябрьскую. Время поджимало, необходимо было срочно решать множество вопросов и проблем. До оформления официальных документов по Ноябрьску мы с Г.Г.Кулиничем и А.В.Крылосовым провели совещание с руководителями предприятий, доложили им о согласовании наших предложений. Сразу же организовали выделение участков земли для производственных баз на противоположной стороне железной дороги от будущего города. У многих организаций еще не были рассмотрены документы в районе и области на отвод земли. Кулинич и Крылосов лично им их отмеряли с учётом развития, так как промедление сдерживало бы развитие производства. Такие меры были приняты и для того, чтобы осуществить задуманное – поставить проектный институт перед фактом, что промышленные базы уже строятся на определенной территории, и проектирование новых объектов надо вести с учетом существующего положения. Если бы о наших самовольных действиях узнали тогда в области, то могли бы освободили от должностей.

А работа в будущем городе уже закипела. Зона временного поселка была поделена между предприятиями. Срочно составлялись планы по кооперированию организаций в обеспечении посёлка электроэнергией, теплом, необходимыми социально-бытовыми объектами, торговыми точками. Общими скорыми и слаженными усилиями в 1978 году возник первый временный поселок на территории будущего города Ноябрьск.

12 июля институтом «Гипрогор» был подготовлен новый акт выбора площадки под город. Тюменский облисполком согласился с предложением Пуровского райисполкома по переносу города, и своим Решением № 340 от 30 августа 1978 года отменил прежнее - № 246 от 09 июня 1978 года, в части проектирования и строительства города в районе железнодорожной станции Ноябрьская. Был утвержден и новый акт выбора площадки от 12 июля 1978 г. о размещении строительства нового города в районе разъезда Ханто, на 213-м километре железной дороги Сургут-Уренгой. Пуровский райисполком в этом документе указан в числе первых, перед градообразующими ведомствами, чего ранее не бывало.

Была одержана серьезная победа, результатом которой стало рождение молодого города нового типа, в котором будет удобно жить и работать. Но дел еще было немало. Я пригласил в Тарко-Сале начальника НГДУ «Холмогорнефть» Василия Васильевича  Калмыкова. Мы с ним обсудили роль заказчика в строительстве города Ноябрьска, чтобы НГДУ проявляло себя хозяином в этих вопросах, все градообразующие предприятия согласовывали с НГДУ строительство своего жилья и объектов соцкультбыта. Обсудили и наметили объекты, которые необходимо включить в план строительства на 1979 год. С нового года было начато капитальное строительство города в деревянном исполнении. Когда завершилось обустройство временного городка, возросла численность населения, и населенный пункта Ноябрьск преобразовали в поселок городского типа.

Вот таким путем была достигнута цель - отменено решение облисполкома о размещении города на станции Ноябрьская, начато строительство города на более подходящей для этого территории, согласована схема зонирования с оптимальной транспортной схемой, определена промышленная зона как единый компактный промышленной комплекс вне города. Все стремления и усилия сводились к одному – созданию благоприятного экологического климата в городе и условиям комфортности проживания населения. Все это было заложено в генеральный план города и осуществлено при его строительстве.

Ради дополнения к истории развития города Ноябрьска я хотел бы отметить еще несколько важных моментов:

- В 1978 году была построена железная дорога от Сургута до станции Ноябрьская по такой технологии, которая предусматривала возможность сразу начать рабочее движение поездов на этом участке, так как необходимо было срочно доставлять грузы для строительства газопровода с Уренгойского месторождения.

- В конце 1978 года было введено в эксплуатацию Вынгапуровское газовое месторождение. 

- Большую роль сыграл приход железной дороги на Ямал через станцию Ноябрьскую. Сразу пошел поток грузов для строительства газопровода Уренгой-Челябинск-Центр. Прямо на станции развернули площадку для сварки труб в плети, и автотранспорт по временной построенной дороге отвозил их на трассу строительства. Это значительно ускорило темпы строительства газопровода и компрессорных станций. Станция Ноябрьская была перегружена различными грузами, которые не успевали вывозить. Случалось, что простаивали целые составы поездов от Тобольска до Ноябрьской. Сказывалась задержка с решением размещения города и промышленной зоны. Это был очень напряженный период. Приходилось совместно с Народным Контролем СССР разбираться в сложившейся ситуации. 

- Следует сказать об открытии Муравленковского месторождения. Рассматривая выявленные полевыми геофизиками структуры на нефть и газ, мы обсуждали в 1977 году с геологоразведчиками Таркосалинской экспедиции, на что нацелить геологоразведочные работы в 1978 году. На юго-западную часть района не было структурной карты, которую мы запросили. При её рассмотрении обратили внимание на крупную структуру в верховьях рек Пяку-Пур и Пур-Пе. Это было далеко от Тарко-Сале и от базы Таркосалинской нефтегазоразведочной экспедиции. Был изучен период высокого уровня воды на реках во время ледохода и возможность прохода базирующего речного транспорта в верховье этих рек. Имеющийся флот в Тарко-Сале мог пройти с комплектом буровой установки, оборудованием, техникой  и материалами для бурения одной скважины до намеченного места. Но осуществление этого потребует оперативных действий. С предложением осуществить выход на эту структуру с бурением обратились в Главтюменгеологию.

Зимой и весной готовился и загружался речной транспорт. Как только река очистилась ото льда в районе Тарко-Сале, караван судов по высокой воде доставил груз в район точки заложения скважины. Все быстро и благополучно выгрузили, и караван судов вернулся в Тарко-Сале. Затем была смонтирована буровая установка. Так как топлива для вертолетов было завезено недостаточно, поэтому Главк геологов принял решение передать бурение первой скважины Аганской нефтеразводочной экспедиции. По керну вскрытой продуктивной части пласта стало очевидно, что открыто крупное нефтяное месторождение. При освоении пробуренной скважины ударил мощный фонтан нефти.

Начальник Главтюменгеологии Ф.К.Салманов позвонил мне. Мы друг друга поздравили с открытием месторождения. После чего он сказал: «Есть предложение назвать данное открытое месторождение «Муравленковское» в честь памяти Виктора Ивановича Муравленко – первого начальника Главтюменнефтегаза». Я горячо одобрил, так как с глубоким уважением относился к Виктору Ивановичу, всегда считал, и считаю его выдающимся организатором нефтяной промышленности Западной Сибири и Урало-Поволжья. Он широко известен в нефтяной промышленности. Райком парии поддержал это предложение. Так появилось в 1978 году месторождение Муравленковское. А рядом и город с таким же названием, ставший памятником легендарному нефтянику Западной Сибири.

Уехал я из Пуровского района в сентябре 1979 года, когда в поселке Ноябрьске уже вовсю строилось деревянное жилье и объекты социального назначения. И это очень радовало. Затем работал в Главтюменнефтегазе и Министерстве нефтяной промышленности СССР. Работая в последние годы заместителем начальника Управления кадров и учебных заведений, я непосредственно принимал участие в выдвижении и назначении Виктора Андреевича Городилова на должность генерального директора во вновь созданное объединение «Ноябрьскнефтегаз». Во время моей беседы с ним я рассказал о проблемах, которые пришлось решать при определении места заложения города, о перспективных планах его развития. Ибо этот город стал родным и важным для нас обоих. В дальнейшем мы неоднократно разговаривали на те же темы во время деловых поездок В.А.Городилова в Министерство.

После 1979 года, только в 2001-м, мне довелось побывать в Ноябрьске на Дне города и принять участие в торжествах. Я был очень обрадован увиденному. Облик города говорит о том, что его руководство творчески и заботливо решает его застройку, много делает для того, чтобы уютно жили и чувствовали себя горожане. Очень приятно видеть, что твои планы творчески и лучшим образом воплощены.

Мы с Г.Г.Кулиничем остались неизвестными людьми для города. Но не в этом же дело. Главное – Ноябрьск стоит и процветает, построен с учётом наших планов.

 

Поздравляю ноябрян с 40-летним юбилеем города. Очень хочу пожелать ноябрянам доброго здоровья, благополучия и счастья каждой семье, больших и ярких трудовых побед. Ваши достижения на протяжении всей жизни города увенчаны трудовой славой. Вам есть, чем гордится на всю страну, ибо вы построили красивый и уютный город, который во многом является примером для других городов. Я вам даже немного завидую.

 

С искренним уважением к Вам,
Заслуженный работник нефтяной
и газовой промышленности  РФ                              
Анатолий  Анисимов